Армия
20 октября 2021 г.
Катастрофа накануне форума
19 АВГУСТА 2021, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ



17 августа под Кубинкой произошла катастрофа новейшего отечественного военно-транспортного самолета Ил-112В. Погибли замечательные летчики-испытатели. Большие начальники дежурно заверили, что причина трагедии обязательно будет установлена. Следствие, мол, рассматривает все версии. Любопытно, будет ли рассматриваться в качестве версии интенсивная подготовка к проводимому Минобороны форуму «Армия-2021»? Ведь только что произведенный опытный экземпляр Ил-112В предполагалось демонстрировать на форуме. И фатальный полет был, вероятнее всего, тренировкой перед предполагавшимися демонстрационными полетами.

Надо сказать, что Ил-112В — самолет с чрезвычайно трудной судьбой. Это легкий транспортник, который должен перевозить до пяти тонн грузов. У него короткий взлет. Он должен садиться на снег и грунт. Этот самолет должен прийти на замену еще несущих службу в армии полутора сотням Ан-26 (производство этого самолета было прекращено 35 лет назад). Понятно, что Вооруженным силам Ил-112В нужен просто позарез. Первый раз проектировать его начали еще в 1990-е. Из-за недостатка финансирования проект был остановлен. Опять начали в 2000-х, но снова остановились, так как конструкторам никак не удавалось вписаться в требования военного ведомства. Наконец в 2013-м возобновили работы. Аккурат к украинскому кризису и последовавшему полному разрыву кооперационных связей между ОПК двух стран. Если раньше предполагалось разместить заказ на двигатели для нового самолета на украинском предприятии «Мотор-Сич», то теперь его пришлось разрабатывать в России. В прессе неоднократно появлялись сообщения, что созданный в итоге двигатель ТВ7-117СТ оставляет желать лучшего. В частности, не располагает необходимой тягой. После первого полета Ил-112В, который состоялся в 2019-м, выяснилось, что самолет на две тонны тяжелее, чем требовалось. Доработки длились три года. Следующий полет состоялся только в марте 2021-го. Совершенно очевидно, что Ил-112В – еще чрезвычайно «сырой» самолет. Знаменитый летчик-испытатель Магомет Толбоев был предельно откровенен в своем интервью «Аргументам и фактам»: «Я как один из основателей авиасалона МАКС и почетный президент ОАО «Авиасалон» был против того, чтобы Ил-112В летал на нем в этом году. Самолет для этого был недостаточно облетан. Не хватало еще, чтобы он разбился на глазах у почтеннейшей публики! На МАКС Ил-112 не попал, чем, видимо, продлил свою жизнь почти на месяц».

Но вот устроителям форума «Армия-2021» Ил-112В почему-то понадобился позарез. Очевидно, для демонстрации успехов в деле перевооружения. Мало того, что явно неготовый самолет должны были демонстрировать. Министр обороны Сергей Шойгу в интервью тем же «Аргументам и фактам» поведал: «Ожидаем в этом году принятие на вооружение военно-транспортного самолёта Ил-112В». То есть самолет предполагалось принять на вооружение после двух полетов! Для того, видимо, чтобы выполнить обещание министра и подписать на военно-техническом форуме контрактов на немыслимую сумму в полтриллиона рублей. Впрочем, намерение принять «изделие» на вооружение после двух испытательных полетов меркнет по сравнению с намерением Минобороны поставить на боевое дежурство новейшую тяжелую ракету «Сармат» в 2022 году в ситуации, когда не было проведено вообще ни одного испытания.

Признаюсь, для меня остается загадкой, зачем устраивать безумную гонку, рискуя и огромными деньгами, и, как показала катастрофа Ил-112В, человеческими жизнями, чтобы принять определенный тип военной техники на вооружение в какую-то заранее запланированную дату. Да, армии нужен и легкий транспортный самолет, и новая баллистическая ракета. Но это не вопрос жизни и смерти! Слава богу, страна сейчас не воюет. Военнослужащих и грузы можно доставлять каким-то иным способом, пусть менее удобным и более дорогим.

Подозреваю, что вся эта гонка затеяна для того лишь, чтобы в очередной раз заявить: процент новых вооружений в российской армии выше, чем во всех прочих. Нигде, кроме нашей страны, из этого показателя не делают фетиш. Военной технике положено жить долго, проходить многочисленные ремонты и модернизации. Потребность в новой технике стала чрезвычайно острой из-за того, что в российских Вооруженных силах длительное время не модернизировали и даже не ремонтировали военную технику, доставшуюся от СССР. Хвастаться тут нечем.

Фото: Спасатели на месте крушения Ил-122В (Фото: СК РФ)












  • Илья Крамник: Подготовка к испытательным полетам — это такая длинная, сложная процедура с многочисленными дополнительными проверками.

  • "Коммерсант": Военный транспортник разбился при подготовке к «Армии-2021»

  • Leonid Nevzlin: Мафиозный режим... не абстракция и не некая гипотетическая опасность. Это та реальность, в которой существует Россия и в которой своей жизнью и здоровьем рискует уже каждый человек в стране.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Прямая речь
19 АВГУСТА 2021
Илья Крамник: Подготовка к испытательным полетам — это такая длинная, сложная процедура с многочисленными дополнительными проверками.
В СМИ
19 АВГУСТА 2021
"Коммерсант": Военный транспортник разбился при подготовке к «Армии-2021»
В блогах
19 АВГУСТА 2021
Leonid Nevzlin: Мафиозный режим... не абстракция и не некая гипотетическая опасность. Это та реальность, в которой существует Россия и в которой своей жизнью и здоровьем рискует уже каждый человек в стране.
Истребитель по имени «Мат»
22 ИЮЛЯ 2021 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Презентация российского легкого тактического самолета пятого поколения с названиемCheckmate, что по-английски означает «Мат», удалась. Намеками и всевозможными уловками пиарщики разогрели публику. Затем официальный пресс-релиз познакомил с тактико-техническими характеристиками: «Максимальная масса боевой нагрузки — 7400 кг, практический потолок — 16,5 км, максимальная скорость — 1,8-2 Маха, максимальная эксплуатационная перегрузка — 8 единиц». Из слайдов презентации следовало, что самолет оснащен станцией с активной фазированной антенной решеткой, располагает круговой оптической и радиотехнической разведкой, широкодиапазонной связью.
Прямая речь
22 ИЮЛЯ 2021
Юрий Слюсарь: Мы прогнозируем высокий экспортный потенциал. Поэтому проект изначально предполагает максимальные возможности по адаптации под потребности конкретного клиента...
В СМИ
22 ИЮЛЯ 2021
"Ведомости": Новый истребитель не особо нужен для российских Воздушно-космических сил (ВКС), но может быть предложен на экспорт.
В блогах
22 ИЮЛЯ 2021
Вадим Лукашевич: текущий этап состояния разработки нового истребителя лучше всего характеризует фраза "его характеристики подтверждены полным спектром виртуальных испытаний"
Как Сергей Шойгу обороноспособность понижал
3 ИЮНЯ 2021 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Самое время бить тревогу. В момент, когда коварный Запад собирается откусить (если верить президенту) кусок Сибири, отечественное военное ведомство занимается тем, что осознанно понижает боеспособность наших славных Вооруженных сил. О чем и сообщил на очередной коллегии Минобороны глава ведомства, кавалер всех орденов и медалей РФ генерал армии Сергей Шойгу. Впрочем, начало коллегии совсем не предвещало неожиданностей. Первым и, очевидно, самым важным вопросом была вовсе не организация отпора потенциальным агрессорам, а обсуждение предстоящих в конце июля военно-морских парадов.
Прямая речь
3 ИЮНЯ 2021
Сергей Цыпляев: Это попытки рассматривать мир исключительно через призму силовых взаимоотношений.
В СМИ
3 ИЮНЯ 2021
ИНТЕРФАКС: Шойгу сформирует 20 новых соединений и воинских частей в ответ на действия НАТО

 

Материалы по теме

«Не хотим смотреть» // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
295. Что дальше? // ГЕОРГИЙ САТАРОВ
Медиафрения. Пропасть // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Жесткая реакция Запада на катастрофу с самолетом неизбежна // ЛИЛИЯ ШЕВЦОВА
Новые времена // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Итоги недели. Кто же виноват? // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Над Донецкой областью сбит малазийский «Боинг» // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
В СМИ //
Прямая речь //
Такси заказывали? // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ